ТАИНСТВО БРАКА (ВЕНЧАНИЕ)

Венчание – это благословение Церковью супружеского союза во образ духовного союза Христа с Церковью. Это Таинство, освящающее союз мужчины и женщины, в который они свободно вступают, обещая быть верными друг другу. В этом Таинстве освящается семейная жизнь, рождение и воспитание детей.

Венчание - это очень ответственный шаг, который совершается раз в жизни. И чтобы это Таинство совершилось не в осуждение, а во благо подходить к нему нужно со всей серьезностью и пониманием происходящего. Очень важно приступить к венчанию подготовленным, чистым, без обмана.

 Принимая решение венчаться, прежде всего, нужно понимать, что венчание не «привязывает» супругов друг к другу. Супруги всегда будут свободны в своем выборе: строить жизнь семьи на заповедях Божиих или строить ее на эгоизме и грехе. Смысл Венчания именно в том и состоит, чтобы естественную человеческую любовь преобразить в любовь христианскую, которая изливается в сердца Духом Святым. Если сами новобрачные желают, ищут такой любви, то тогда их семейная жизнь будет иметь прочное основание, и все молитвы, произнесенные в этот день в храме, принесут свои благие плоды.

Препятствия к Венчанию

К моменту Венчания новобрачные должны быть зарегистрированы в ЗАГСе. Однако условия заключения брака, установленные гражданским законодательством и церковными канонами, имеют значительные различия, поэтому не всякий гражданский союз, зарегистрированный в ЗАГСе, может быть освящен в Таинстве Брака.

 Нельзя венчаться некрещеным.

 Не венчается брак, если хотя бы один из супругов исповедует нехристианскую религию (мусульманство, иудаизм, буддизм, язычество и др.). Для венчания с католиком или протестантом в случае согласия на воспитание детей в православном духе требуется разрешение архиерея.

 Церковь не благословляет брак, если один из брачующихся (или оба) объявляет себя убежденным атеистом, пришедшим в храм лишь по настоянию супруга или родителей.

 Нельзя венчать брак, если один из новобрачных фактически состоит в браке с другим лицом.

 Запрещается брак между кровными родственниками вплоть до четвертой степени родства (т.е. с троюродным братом или сестрой).

 Древняя благочестивая традиция запрещает браки между крестными родителями и крестниками, а также между двумя восприемниками одного ребенка. Разрешение на такой брак может быть получено только у правящего архиерея.

 Церковью не допускаются четвертый и пятый браки.

 Нельзя венчаться тем, кто ранее дал монашеские обеты или принял рукоположение в священный сан.

 Если у жениха и невесты большая разница в возрасте, требуется специальное разрешение высшего церковного начальства - архиерея. То же самое

нужно, если возраст невесты или жениха выходит за установленные рамки.

Кроме того, Венчание не совершается:

  • В течение всех четырех многодневных постов;
  • Во время Сырной седмицы (масленицы) перед Великим постом;
  • На Светлой (Пасхальной) седмице после Пасхи;
  • От Рождества Христова (7 января) до Крещения (19 января);
  • По вторникам, четвергам (накануне среды и пятницы);
  • Накануне самых главных церковных праздников;
  • 10, 11, 26 и 27 сентября (в связи со строгим постом ради Усекновения главы

Иоанна Крестителя и Воздвижения Креста Господня);

  • Накануне престольных храмовых дней (в каждом храме - свои).

При чрезвычайных обстоятельствах исключение из этих правил может быть

сделано по благословению правящего архиерея.

О дне и времени венчания необходимо заблаговременно договориться в храме. Перед Венчанием и жениху и невесте необходимо исповедаться и причаститься. Это необходимо для того, чтобы приступить к Таинству Венчания с чистой совестью перед Богом.

Традиционно перед Венчанием родители благословляют своих детей святыми иконами. Родители крестят иконами своих детей, дают поцеловать им святые образа,

преподавая, таким образом, свое родительское благословение на брак. Отсутствие

родительского благословения на Венчание является прискорбным фактом, однако вслучае совершеннолетия жениха и невесты оно не может воспрепятствовать Венчанию. Кроме того, часто родители-атеисты противятся именно церковному браку, и в таком случае родительское благословение может быть заменено священническим.

Желательно, но не обязательно наличие свидетелей - мужчины и женщины, крещенных в Православии. В случае необходимости, они будут держать венцы над головами новобрачных.

Для Венчания также необходимы обручальные кольца, венчальные свечи, иконы Спасителя и Божьей Матери, а также белый рушник или полотенце, которое кладется под ноги венчающихся, в знак той чистоты, которую они сохранили до брака.

Невесте следует иметь в виду, что у нее могут быть препятствия к участию в венчании, поэтому она должна заранее рассчитать свой женский календарь и выбрать такой день, чтобы этих препятствий не было. То же самое касается и всех остальных Церковных Таинств.

Пожелания к внешнему виду невесты:

  • Макияж должен быть минимальный, практически незаметный, маникюр неброский, духи несильные (а будет лучше, если Вы найдете в себе силы и мудрость вообще обойтись без всего этого); помада на губах недопустима;
  • Головной убор невесте (фата, косынка) обязателен. Учтите, что длинную и пышную фату можно испортить, если она коснется горящих свечей.
  • Женский брючный костюм недопустим;
  • Если платье у Вас слишком откровенное, позаботьтесь о накидке, чтобы плечи, спина и грудь были прикрыты;
  • Невесте советуем надеть удобную обувь, а не туфли на высоких каблуках, на которых трудно выстоять в течение целого часа.

Для обоих супругов обязательны нательные крестики.

Суеверия, связанные с венчанием

Пережитки язычества дают о себе знать всевозможными суевериями, которые хранятся в народе. Так, существует поверье, что случайно упавшее кольцо или погасшая венчальная свеча предвещают всевозможные несчастья, трудную жизнь в браке или раннюю смерть одного из супругов. Распространены и суеверия, что тот из брачующихся, кто первым вступит на расстеленное полотенце,будет всю жизнь главенствовать в семье, а чья свеча после Таинства окажется короче, тот и раньше умрёт. Некоторые думают, что нельзя венчаться в мае, т.к."будешь потом всю жизнь маяться". Все эти глупые вымыслы не должны волновать сердца, ибо их творец сатана, названный в Евангелии "отцом лжи". А к случайностям (падение кольца и прочее) нужно относиться спокойно - всякое бывает.

Недоуменные вопросы нашего времени

Как относится Церковь к невенчанному браку?

Церковь с уважением относится к браку, заключенному по законам государства, и не считает его блудным сожительством, однако православная семья начинает свою полноценную жизнь лишь после Таинства Венчания. Для верующего человека единственной уважительной причиной состоять в невенчанном браке является отсутствие веры в Бога у супруга(ги), даже если имеет место формальный факт его крещения в детстве.

- Так ли уж важна регистрация, если люди уже много лет фактически являются супругам и имеют детей?

- Если вы не хотите вступать в законный брак, то, очевидно, не доверяете своему избраннику (избраннице). Вы не любите его по-настоящему и не готовы разделить с ним все возможные жизненные проблемы и катаклизмы. В любой момент вы готовы расстаться друг с другом, даже если у вас есть общие дети. Когда речь идет о постели, вы – «муж и жена»; когда речь заходит о реальной ответственности друг за друга, включая ваших детей, вы – чужие люди. В глубине души вы прекрасно понимаете, что то, что вы называете «гражданским браком», является всего лишь временным сожительством, которое всегда осуждается в нормальном обществе, а Богом – тем более.

- Но порой родители сами толкают детей на это: “Поживите, присмотритесь друг ко другу, а потом зарегистрируетесь, а если нет - разойдетесь”.Это уже не просто грех блуда, в который в прошлые времена отдельные молодые люди впадали по неосторожности, не справившись с бушующими в них страстями. В данном случае речь идет о сознательном блудном сожительстве, в котором молодые люди якобы «узнают друг друга», а, в действительности, удовлетворяя свои физиологические потребности, пользуются друг другом как вещью.

Сами по себе половое влечение и интимные отношения, какими бы страстными они ни были, часто не имеют с настоящей любовью ничего общего. Добрачный секс, как правило, заканчивается разрывом. Чтобы притупить боль расставания, молодые люди вступают в новую связь, однако, с каждым разом все больше утрачивают способность испытывать привязанность к другому человеку, любить, доверять другому. Сердце становится опустошенным, душевные силы растраченными. Стремясь в молодости взять от жизни все, человек в итоге получает лишь нищенское рубище пустой бессмысленной жизни. Кроме того, этот грех безмерно отягчается еще и тем, что для надежного предохранения от беременности используются, как правило, гормональные контрацептивы, которые все без исключения имеют абортивный эффект (или, например, внутриматочный спирали, которые также являются 100% абортивным средством). Таким образом, грех блуда отягчается еще и грехом убийства, вполне возможно, зачавшегося ребенка. И тягчайший грех тем родителям, которые советуют своим детям ― пожить - посмотреть - присмотреться. На Страшном Суде Божием их ждет заслуженное воздаяние за подобные советы. Канонические правила Церкви говорят: ― Блуд не есть брак и не началобрака. А епитимия в древности была такой: отлучение от Причастия на 7 лет. Сейчас грех побеждает многих людей, которые вместо покаяния и борьбы с грехом, пытаются обвинять Церковь в том, что ее нравственные правила устарели, их пора менять или делать исключения. Но тогда Церковь не будет Церковью Христовой, это будет церковь антихриста. Церковь может лишь смягчить покаянную дисциплину за сожительство до брака, учитывая, что современные молодые люди не просто совершают грех, но являются жертвами целенаправленной пропаганды греха, дозволенной в нашей стране. Как и во все времена, сегодня от согрешивших до брака Господь ожидает покаяния. Реальным плодом покаяния станет воздержание от интимных отношений до момента Венчания (или, по крайней мере, до момента заключения брака в ЗАГСе). Чтобы честно приступить к благословению брака, молодые люди должны хотя бы некоторое время по-настоящему побыть женихом и невестой. Этот период станет последней проверкой их чувств и намерений. Молодые люди должны сами себе ответить на очень важный вопрос: что связывает их еще, кроме интимных отношений, которые в браке будут всего лишь частью семейной жизни.

 

ТАИНСТВО ЕЛЕОСВЯЩЕНИЕ

Соборование или елеосвящение, - одно из семи таинств Церкви, состоящее в помазывании священниками больного человека освященным маслом, с чтением Евангелия, Апостола и молитв, призывающих Божественную благодать. Преподобный Симеон Новый Богослов говорит: "врачи, которые лечат тела людей... никак не могут вылечить основную природную болезнь тела, то есть тление; они стараются разными способами вернуть телу... здоровье, а оно снова впадает в другую болезнь". Поэтому человеческому естеству необходим, по мысли преподобного Симеона, истинный врач, способный исцелить его от тления: таким врачом является Христос. Таинство Елеосвящения установлено Господом Иисусом Христом и совершалось уже в апостольские времена (Мк. 6, 13; Иак. 5, 14 - 15). История Таинства восходит к апостолам, которые, получив от Иисуса Христа власть «исцелять болезни», "многих больных мазали маслом и исцеляли" (Мк. 6.13). Точнее это таинство раскрывается в послании апостола Иакова, где указаны совершители его: "Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему" (Иак. 5, 14 - 15). Однако следует отметить, что не все без исключения болезни - непосредственное следствие греха. Бывают болезни и скорби, посылаемые с целью испытания и усовершенствования верующей души. Такова была болезнь Иова, а также слепца, о котором Спаситель прежде, чем исцелить его, сказал: "Не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии" (Ин. 9, 3). И все же большая часть болезней признаются в христианстве последствием греха, и мыслью этой проникнуты молитвословия таинства Елеосвящения. Это Таинство служит благодатным врачеванием недугов телесных и душевных и дарует больному прощение забытых неисповеданных грехов. В нем при помазании тела елеем на больного призывается благодать Божия. Таинство называется соборованием, потому что его принято было совершать "собором" семи священников. Елей в таинстве знаменует милость Божию, а добавляемое в него в небольшом количестве вино - искупительную Кровь Спасителя. Не могут участвовать в таинстве елеосвящения иноверцы, еретики и некрещеные; не совершается оно также над нераскаянными грешниками и над больными, находящимися в буйном умопомешательстве и бесновании. Соборование обычно совершается в храме. После молитв читают семь текстов из Апостольских посланий и семь — из Евангелия. После каждого чтения священник совершает помазание чела (лба), щек, груди и рук освященным маслом — елеем. По окончании последнего чтения Священного Писания он возлагает раскрытое Евангелие на головы соборуемых и молится о прощении им грехов. Елеосвящение требует от человека веры и покаяния. Исцеление — это свободный дар Всеблагого любящего Бога, а не неизбежный результат каких-то внешних действий. Поэтому Таинство Елеосвящения не является магическим ритуалом, результатом которого будет непременное исцеление: в таинстве исцеляется, в первую очередь, наша душа. Елеосвящение, как духовное врачевство, не устраняет сил и законов физической природы. Оно поддерживает человека духовно, оказывая ему благодатную помощь, в той мере, в какой это по усмотрению Божию необходимо для спасения болящего. По сложившейся в последние годы традиции Таинство елеосвящения совершается в храмах Великим постом для всех желающих прихожан; в остальное время, в случае необходимости, следует обращаться к священнику. Таинство Елеосвящения, вопреки распространенным ошибочным мнениям, это не "один из последних обрядов", открывающих человеку безопасный переход в вечность; это и не полезное "дополнение" к медицине. Оба эти взгляда ошибочны, и, следовательно, абсолютно неправильно считать, что Елеосвящение совершается только над умирающим как "последнее напутствие" и не может быть повторяемо. Елеосвящение может быть совершаемо и в церкви, и на дому.

ТАИНСТВО СВЯЩЕНСТВА

Священство есть таинство, в котором через святительское рукоположение на правильно избранного нисходит Святой Дух и поставляет его совершать таинства и пасти стадо Христово (Православный катихизис). Все таинства значительны, конечно, тем не менее, всякое Таинство имеет всегда конкретное обращение к какому-нибудь человеку для его спасения. В крещении или венчании, соборовании или покаянии, каждый раз имеется в виду польза отдельного человека, благодатный дар, который необходим для его спасения. Хиротония же имеет главным образом целью не освящение данного человека для его спасения, а посвящение его для служения Церкви, для служения спасения других людей. Всякое таинство совершается Церковью, полнотой церковной, но в отличие от других таинств (кроме Литургии, которая есть таинство таинств, и есть таинство Церкви) таинство Хиротонии всегда воспринималось как особое общецерковное дело. Внешняя сторона – возложение рук архиерея на главу посвящаемого и молитвенное призываниеСвятаго Духа. Внутренняя – особая благодать священства. Она наделяет избранного духовной силой и властью учить, священнодействовать и управлять паствой. Употребление рукоположения как символа благословения и передачи другому власти, полученной от Бога, встречается еще в Ветхом Завете (Быт. 48, 14; Чис. 27, 23; Втор. 34, 9). В христианской Церкви, с самого начала ее существования, рукоположение является как необходимая принадлежность таинства Священства. Святые апостолы, получив власть от Самого Иисуса Христа, не иначе передавали ее своим преемникам, как через рукоположение (Деян. 6, 6; 13, 3; 14, 23), и заповедали им поступать в свою очередь так же (1 Тим. 4, 14; 5, 22; 2 Тим. 1, 6). Православная Церковь всегда следовала этой заповеди со всей строгостью. Внутреннюю сторону таинства составляет благодать Святого Духа, преподаваемая лицам, рукополагаемым во диакона, священника и епископа. Уже в Священном Писании говорится об избрании на эти служения определенных лиц и преподании им Святого Духа чрез рукоположение (Деян. 6, 10; Еф. 3, 2; 1 Тим. 4, 14; Деян. 8, 29; 13, 2 и др.). И Церковь всегда исповедовала, что в таинстве Священства рукополагаемому преподается особая благодать Святого Духа для прохождения служения Церкви, и свою веру выражает в молитвах, употребляемых при посвящении на разные степени священства. Иоанн Златоуст говорит так: «Возлагает руку человек, а все делает Бог, и Его - то рука касается главы рукополагаемого, если рукополагается как должно». Григорий Нисский: « Поставляемый в Священники, по внешнему виду остается прежним человеком, но по душе преобразуется он на лучшее невидимой некоей силою и благодатью». Хиротония совершается по соборной молитве Церкви, поэтому происходит в алтаре во время Литургии, которая является высшим выражением соборности Церкви, объединением верующих в общем молитвенном обращении к Богу. Если говорить о символике, то можно провести такие параллели: выбор паствой (древняя традиция) есть некое сватовство, а хиротония – венчание иерея с его паствой. Эта символика подкрепляется чинопоследованиями, общими в одном и в другом Таинстве. Отсюда следуют некоторые выводы: 1) брак священника с его паствою есть нерасторжимый союз, значит, в идеале невозможны перемещения священника с одного места на другое, 2) и более существенное – неизгладимость Таинства. Таинство это установлено Самим Господом Иисусом Христом, который избрал апостолов из числа Своих слушателей и учеников и дал им власть учить и совершать таинства, и по вознесении ниспослал им Святого Духа, облекшего их потребными для их служения силами (Деян. 1, 8; 2, 4). С тех пор зажженный Божественный огонь благодати Святого Духа хранится в Церкви и преемственно передается из рода в род. Наглядным и символическим знаком этой преемственной связи благодатных даров и власти священства служит рукоположение, употребляющееся для низведения на посвящаемых лиц благодати Святого Духа. Лица, над которыми совершается таинство Священства, — священнослужители, — бывают в Церкви трех степеней: епископ, священник и диакон.

ТАИНСТВО ЕВХАРИСТИИ

Евхаристия есть Таинство, в котором верующему под видом хлеба и вина преподается истинное Тело и истинная Кровь Господа нашего Иисуса Христа. Хотя исповедь может подавать прощение грехов, однако для освобождения от грехов необходимо Божественное Причащение. Причем саму исповедь в этом примере можно рассматривать как операцию по удалению опухоли (греха), а последующее за ней причастие Святых Даров - Тела и Крови Христовых в Таинстве Евхаристии - как послеоперационную терапию по заживлению и восстановлению организма (души). Что такое Святое Причастие, и к чему мы приступаем? В Евхаристии, причащаясь Св. Даров, мы соединяемся самым существенным образом, то есть не только душой, но и телом, соединяется – с тем Христом которому причащаемся. В Таинстве Евхаристии происходит восприятие Христом в Свою ипостась, в Свое Богочеловеческое естество предлагаемых хлеба и вина, происходит не слитное, неизменное, нераздельное, неразлучное единение хлеба и вина с Богом Словом Воплощенным. Теснейшее соединение, благодаря которому (не физическому изменению) они именуются истинным Телом и истинной Кровью Христа, потому что отныне они соединены с Богом Словом. Становятся едиными с Ним. Поэтому каждый причащающийся, как говорит св. Кирилл Александрийский, «сотелесен, единокровен» Христу. То есть мы по своему телесному, не только душевному, состоянию становимся такими, как Он. Его Тело и остается Его Телом, но мы становимся едиными с Ним, ибо соединяемся, а не превращаемся. Само Таинство было установлено Господом наТайной Вечери. «...Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: Приимите, ядите; сие есть тело Мое, и взяв чашу, и благодарив, подал им, и сказал: Пийте от неявси, ибо сия есть кровь Моя Нового Завета, за многия изливаемая во оставление грехов» (Евангелие от Матфея 26:26-28). «Как обыкновенный хлеб, который ежедневно едим, есть жизнь тела, так этот, сверхъестественный, есть жизнь души» (свт.Киприан Карфагенский). Вот как говорит об этом Сам Иисус Христос: «... Я есть хлеб жизни... хлеб же, сходящий с небес таков, что ядущий его не умрёт, но будет жить во век» (Евангелие от Иоанна 6:48-51). Св. Церковь учит, что христианин, принимая Святое Причастие, таинственно соединяется со Христом. «Если не будете есть Плоти Сына Человеческого, и пить крови Его; то не будете иметь в себе жизни» (Евангелие от Иоанна 6:53). Спаситель говорит: «Ядущий Мою Плоть и Пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в Последний день» (Евангелие от Иоанна 6:54). «... Я есть хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда» (Евангелие от Иоанна 6:35). «... Я хлеб живой, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить во век; хлеб же который Я дал, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира» (Евангелие от Иоанна 6:57). Этими словами Господь указал на совершенную необходимость для всех христиан участия в Таинстве Причащения. В Евангелии читаем слова Христа: Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком (Ин. 10, 10). Я есмъ путь и истина и жизнь (Ин. 14, 6). Господь, желая приобщить нас Себе, дать нам эту «жизнь с избытком», избрал для этого не какой-нибудь мыслительно-интеллектуальный или эстетически-культурный способ, а способ самый простой, естественный для человека — через вкушение. Как пища входит в нас и растворяется в нас, проникает до последней клеточки нашего организма, так и Господь захотел до самой нашей последней молекулы проникнуть в нас, соединиться с нами, приобщиться нам, чтобы и мы до конца приобщились Ему. Господь сказал: «Кто не ест Тело Моё, и не пьёт Кровь Мою, не имеет в себе жизни вечной». К Таинству Святого Причащения необходимо себя подготовить говением, т.е. молитвою, постом, христиански смиренным настроением, покаянием и исповедью. Желающий достойно причаститься Святых Христовых Тайн должен молитвенно подготовить себя к этому: больше и усерднее молиться дома, посещать церковные богослужения.

ТАИНСТВО КРЕЩЕНИЯ

Святыня Божия требует от человека особой чистоты и веры. В данном случае под верою разумеется не только полное доверие, но благоговение, мы приступаем к самому Богу, которое обязательно сопряжено у человека с чувством покаяния, сокрушения, осознания своего недостоинства приступить к Тому, кто именуется Вседержителем. Не случайно священник трижды вопрошает крещаемого или крёстных (если крестят младенца): «Отрицаешься ли сатаны и всех дел его, и всех ангел его и всей гордыни его, и всего служения его?» и трижды « Сочетаешься Христу?» И только после утвердительного ответа имеет право продолжать Таинство. Человек желающий принять крещение должен точно знать, кого он отрицается, и Кого он принимает. Отрицается греха и сочетается Христу и правде Его! Далее священник вопрошает: «Веруешь Христу?», и должен получить ответ: « Верую Ему, как Царю и Богу!» Господь сказал: «Кто веру имеет и крестится, спасен будет “. Кто веру имеет! Вот эти слова относятся ко всем таинствам - без исключения. К принятию Таинства Крещения следует готовиться заранее. Прежде всего, необходимо посетить храм и побеседовать со священником, иначе говоря, пройти огласительные беседы, чтобы точно иметь представление о сути Таинства и о жизни, к которой собираешься приобщиться. Что же совершается в таинстве крещения? Апостол Иоанн Богослов пишет: “Всякий рожденный от Бога не делает греха, потому что семя его пребывает в нем“ (1Ин.3.9). При крещении человек получает возможность духовного обновления, духовного рождения во Христе. Крещаемый как бы умирает греху, становится мертвым для греха и возрождается для делания добродетели. Священник трижды погружает крещаемого в святую воду во образ трехдневного пребывания Христа во гробе и славного воскресения Его из мертвых. Замечательную мысль проводит святитель Феофан (Говоров): “Надо при этом иметь в мыслях, что в этом умертвии греху через крещение ничего не бывает механически, а все совершается с участием нравственно свободной решимости самого человека, Господь приступающего к Нему с верою приемлет, прощает, ему все прежние грехи и освящая таинствами, снабжает силою побеждать живущий в нем грех, самого же греха не изгоняет, возлагая на самого человека, изгнать его с помощью даруемой ему благодати”. В таинстве крещения происходит зарождение семени нового человека. Новый человек-это Христос Воскресший, и то духовное семя, которое человек получает в таинстве крещения – это есть Его духовное семя, семя нового человека. Свт. Иоанн Златоуст говорит: “Будем в таинствах обращать внимание не на внешность только, когда Христос говорит “Сие есть Тело Мое”, то убедимся, будем верить и смотреть на это духовными очами. Христос не передал нам ничего чувственного, но все духовное, но только в чувственных вещах. Так и в крещении, через чувственную вещь - воду, сообщается дар. А духовное действие состоит в рождении и обновлении”. В крещении, конечно, происходит отпущение всех личных грехов, но суть его не в этом. Ибо крещение само по себе не исцеляет человека от порчи первородного греха, а только дает семя новой жизни, а от человека зависит – будет ли это семя прорастать и возрастет ли оно, или нет. В дни перед принятием Таинства нужно читать Евангелие и книги, разъясняющие христианские догматы, например, Закон Божий. Посвятите это время духовно-нравственным размышлениям, сосредоточьтесь на внутренней жизни своей души. Являться к Крещению нужно предельно чистыми и опрятными. Перед принятием крещения следует воздержаться от курения и винопития, что бы вольным и не замутненным разумом приступать к Таинству.

  • 1
  • 2