ТАИНСТВО БРАКА (ВЕНЧАНИЕ)
Венчание – это благословение Церковью супружеского союза во образ духовного союза Христа с Церковью. Это Таинство, освящающее союз мужчины и женщины, в который они свободно вступают, обещая быть верными друг другу. В этом Таинстве освящается семейная жизнь, рождение и воспитание детей.
Венчание - это очень ответственный шаг, который совершается раз в жизни. И чтобы это Таинство совершилось не в осуждение, а во благо подходить к нему нужно со всей серьезностью и пониманием происходящего. Очень важно приступить к венчанию подготовленным, чистым, без обмана.
Принимая решение венчаться, прежде всего, нужно понимать, что венчание не «привязывает» супругов друг к другу. Супруги всегда будут свободны в своем выборе: строить жизнь семьи на заповедях Божиих или строить ее на эгоизме и грехе. Смысл Венчания именно в том и состоит, чтобы естественную человеческую любовь преобразить в любовь христианскую, которая изливается в сердца Духом Святым. Если сами новобрачные желают, ищут такой любви, то тогда их семейная жизнь будет иметь прочное основание, и все молитвы, произнесенные в этот день в храме, принесут свои благие плоды.
Препятствия к Венчанию
К моменту Венчания новобрачные должны быть зарегистрированы в ЗАГСе. Однако условия заключения брака, установленные гражданским законодательством и церковными канонами, имеют значительные различия, поэтому не всякий гражданский союз, зарегистрированный в ЗАГСе, может быть освящен в Таинстве Брака.
Нельзя венчаться некрещеным.
Не венчается брак, если хотя бы один из супругов исповедует нехристианскую религию (мусульманство, иудаизм, буддизм, язычество и др.). Для венчания с католиком или протестантом в случае согласия на воспитание детей в православном духе требуется разрешение архиерея.
Церковь не благословляет брак, если один из брачующихся (или оба) объявляет себя убежденным атеистом, пришедшим в храм лишь по настоянию супруга или родителей.
Нельзя венчать брак, если один из новобрачных фактически состоит в браке с другим лицом.
Запрещается брак между кровными родственниками вплоть до четвертой степени родства (т.е. с троюродным братом или сестрой).
Древняя благочестивая традиция запрещает браки между крестными родителями и крестниками, а также между двумя восприемниками одного ребенка. Разрешение на такой брак может быть получено только у правящего архиерея.
Церковью не допускаются четвертый и пятый браки.
Нельзя венчаться тем, кто ранее дал монашеские обеты или принял рукоположение в священный сан.
Если у жениха и невесты большая разница в возрасте, требуется специальное разрешение высшего церковного начальства - архиерея. То же самое
нужно, если возраст невесты или жениха выходит за установленные рамки.
Кроме того, Венчание не совершается:
- В течение всех четырех многодневных постов;
- Во время Сырной седмицы (масленицы) перед Великим постом;
- На Светлой (Пасхальной) седмице после Пасхи;
- От Рождества Христова (7 января) до Крещения (19 января);
- По вторникам, четвергам (накануне среды и пятницы);
- Накануне самых главных церковных праздников;
- 10, 11, 26 и 27 сентября (в связи со строгим постом ради Усекновения главы
Иоанна Крестителя и Воздвижения Креста Господня);
- Накануне престольных храмовых дней (в каждом храме - свои).
При чрезвычайных обстоятельствах исключение из этих правил может быть
сделано по благословению правящего архиерея.
О дне и времени венчания необходимо заблаговременно договориться в храме. Перед Венчанием и жениху и невесте необходимо исповедаться и причаститься. Это необходимо для того, чтобы приступить к Таинству Венчания с чистой совестью перед Богом.
Традиционно перед Венчанием родители благословляют своих детей святыми иконами. Родители крестят иконами своих детей, дают поцеловать им святые образа,
преподавая, таким образом, свое родительское благословение на брак. Отсутствие
родительского благословения на Венчание является прискорбным фактом, однако вслучае совершеннолетия жениха и невесты оно не может воспрепятствовать Венчанию. Кроме того, часто родители-атеисты противятся именно церковному браку, и в таком случае родительское благословение может быть заменено священническим.
Желательно, но не обязательно наличие свидетелей - мужчины и женщины, крещенных в Православии. В случае необходимости, они будут держать венцы над головами новобрачных.
Для Венчания также необходимы обручальные кольца, венчальные свечи, иконы Спасителя и Божьей Матери, а также белый рушник или полотенце, которое кладется под ноги венчающихся, в знак той чистоты, которую они сохранили до брака.
Невесте следует иметь в виду, что у нее могут быть препятствия к участию в венчании, поэтому она должна заранее рассчитать свой женский календарь и выбрать такой день, чтобы этих препятствий не было. То же самое касается и всех остальных Церковных Таинств.
Пожелания к внешнему виду невесты:
- Макияж должен быть минимальный, практически незаметный, маникюр неброский, духи несильные (а будет лучше, если Вы найдете в себе силы и мудрость вообще обойтись без всего этого); помада на губах недопустима;
- Головной убор невесте (фата, косынка) обязателен. Учтите, что длинную и пышную фату можно испортить, если она коснется горящих свечей.
- Женский брючный костюм недопустим;
- Если платье у Вас слишком откровенное, позаботьтесь о накидке, чтобы плечи, спина и грудь были прикрыты;
- Невесте советуем надеть удобную обувь, а не туфли на высоких каблуках, на которых трудно выстоять в течение целого часа.
Для обоих супругов обязательны нательные крестики.
Суеверия, связанные с венчанием
Пережитки язычества дают о себе знать всевозможными суевериями, которые хранятся в народе. Так, существует поверье, что случайно упавшее кольцо или погасшая венчальная свеча предвещают всевозможные несчастья, трудную жизнь в браке или раннюю смерть одного из супругов. Распространены и суеверия, что тот из брачующихся, кто первым вступит на расстеленное полотенце,будет всю жизнь главенствовать в семье, а чья свеча после Таинства окажется короче, тот и раньше умрёт. Некоторые думают, что нельзя венчаться в мае, т.к."будешь потом всю жизнь маяться". Все эти глупые вымыслы не должны волновать сердца, ибо их творец сатана, названный в Евангелии "отцом лжи". А к случайностям (падение кольца и прочее) нужно относиться спокойно - всякое бывает.
Недоуменные вопросы нашего времени
Как относится Церковь к невенчанному браку?
Церковь с уважением относится к браку, заключенному по законам государства, и не считает его блудным сожительством, однако православная семья начинает свою полноценную жизнь лишь после Таинства Венчания. Для верующего человека единственной уважительной причиной состоять в невенчанном браке является отсутствие веры в Бога у супруга(ги), даже если имеет место формальный факт его крещения в детстве.
- Так ли уж важна регистрация, если люди уже много лет фактически являются супругам и имеют детей?
- Если вы не хотите вступать в законный брак, то, очевидно, не доверяете своему избраннику (избраннице). Вы не любите его по-настоящему и не готовы разделить с ним все возможные жизненные проблемы и катаклизмы. В любой момент вы готовы расстаться друг с другом, даже если у вас есть общие дети. Когда речь идет о постели, вы – «муж и жена»; когда речь заходит о реальной ответственности друг за друга, включая ваших детей, вы – чужие люди. В глубине души вы прекрасно понимаете, что то, что вы называете «гражданским браком», является всего лишь временным сожительством, которое всегда осуждается в нормальном обществе, а Богом – тем более.
- Но порой родители сами толкают детей на это: “Поживите, присмотритесь друг ко другу, а потом зарегистрируетесь, а если нет - разойдетесь”.Это уже не просто грех блуда, в который в прошлые времена отдельные молодые люди впадали по неосторожности, не справившись с бушующими в них страстями. В данном случае речь идет о сознательном блудном сожительстве, в котором молодые люди якобы «узнают друг друга», а, в действительности, удовлетворяя свои физиологические потребности, пользуются друг другом как вещью.
Сами по себе половое влечение и интимные отношения, какими бы страстными они ни были, часто не имеют с настоящей любовью ничего общего. Добрачный секс, как правило, заканчивается разрывом. Чтобы притупить боль расставания, молодые люди вступают в новую связь, однако, с каждым разом все больше утрачивают способность испытывать привязанность к другому человеку, любить, доверять другому. Сердце становится опустошенным, душевные силы растраченными. Стремясь в молодости взять от жизни все, человек в итоге получает лишь нищенское рубище пустой бессмысленной жизни. Кроме того, этот грех безмерно отягчается еще и тем, что для надежного предохранения от беременности используются, как правило, гормональные контрацептивы, которые все без исключения имеют абортивный эффект (или, например, внутриматочный спирали, которые также являются 100% абортивным средством). Таким образом, грех блуда отягчается еще и грехом убийства, вполне возможно, зачавшегося ребенка. И тягчайший грех тем родителям, которые советуют своим детям ― пожить - посмотреть - присмотреться. На Страшном Суде Божием их ждет заслуженное воздаяние за подобные советы. Канонические правила Церкви говорят: ― Блуд не есть брак и не началобрака. А епитимия в древности была такой: отлучение от Причастия на 7 лет. Сейчас грех побеждает многих людей, которые вместо покаяния и борьбы с грехом, пытаются обвинять Церковь в том, что ее нравственные правила устарели, их пора менять или делать исключения. Но тогда Церковь не будет Церковью Христовой, это будет церковь антихриста. Церковь может лишь смягчить покаянную дисциплину за сожительство до брака, учитывая, что современные молодые люди не просто совершают грех, но являются жертвами целенаправленной пропаганды греха, дозволенной в нашей стране. Как и во все времена, сегодня от согрешивших до брака Господь ожидает покаяния. Реальным плодом покаяния станет воздержание от интимных отношений до момента Венчания (или, по крайней мере, до момента заключения брака в ЗАГСе). Чтобы честно приступить к благословению брака, молодые люди должны хотя бы некоторое время по-настоящему побыть женихом и невестой. Этот период станет последней проверкой их чувств и намерений. Молодые люди должны сами себе ответить на очень важный вопрос: что связывает их еще, кроме интимных отношений, которые в браке будут всего лишь частью семейной жизни.