ТАИНСТВО ИСПОВЕДИ

Покаяние необходимо всякому христианину. Оно - дар, который от Бога дан человеку, запятнавшему грехами белоснежные одежды крещения. "Ибо после того, как мы крестились, - пишет преподобный Симеон Новый Богослов, - мы уклоняемся к дурным и постыдным делам и, хотя совершенно отбрасываем даже само освящение, тем не менее покаянием, исповедью и слезами соответственно получаем сначала отпущение согрешений и, таким образом, освящение вместе с благодатью свыше". Вслед за Иоанном Лествичником, преподобныйСимеон называет покаяние вторым крещением: "В первом крещении, - говорит он, - вода преднаписует слезы, а миро помазания предзнаменует умное миро Духа. Второе же крещение есть уже не образ истины, но сама истина". Кто-то из нас принял крещение в младенчестве, кто-то в юности, кто-то в зрелые годы, а кто-то и в старости. Но у всех нас есть одно общее: мы не сохранили обеты, данные при крещении нами или нашими восприемниками от нашего имени. Крещение было нашим заветом с Богом, но мы этот завет нарушили. Бог всегда оставался верен нам, мы же многократно оказывались неверны Ему. В этом и должны мы приносить покаяние. Покаяние - нечто гораздо более серьезное и цельное, чем просто попытка увидеть собственные недостатки. Покаяние - это обращение нашего ума к Богу. Когда мы приходим на исповедь, недостаточно только перечислить грехи - те, которые приведены в вечерних молитвах. Читая эти молитвы, мы сознаем, что во всех названных там грехах мы в той или иной степени виновны. Но исповедь должна заключаться не в том, чтобы мы перечислили свои грехи и на этом успокоились. Во время исповеди нужно найти в себе силы встать лицом к лицу с Богом, поставить себя перед правдой Божией, перед судом любви Бога милосердного. Исповедь (таинство покаяния) - таинство Православной Церкви, во время которого христианин, исповедующий свои грехи с искренним раскаянием, получает разрешение и оставление грехов от Бога. Принимает исповедь священник или архиерей. Покаяние, по определению Православного Катехизиса, есть Таинство, в котором исповедующий грехи свои при видимом изъявлении прощения от священника невидимо разрешается от грехов Самим Господом Иисусом Христом. В чем же сущность Таинства? Грех - это грязь, - так вот, исповедь есть баня, омывающая душу от этой нечистоты духовной. Грех есть яд для души, - так вот, исповедь есть лечение отравленной души, очищение ее от яда греха. Подобную же аналогию можно провести, если смотреть на грех как на болезнь. Тогда Церковь - это больница, а исповедь - лечение болезни. Итак, чтобы получить прощение своих грехов, нам нужно в них покаяться - исповедаться. Удалившись от Таинства Исповеди, христианин задыхается в помыслах и страстях. В отличие от другого великого Таинства Церкви - Причастия, исповедь может совершаться всегда и везде (при наличии законного тайносовершителя - православного священника). При подготовке к исповеди церковный устав не требует ни особого поста, ни особого молитвенного правила, а нужны только вера и покаяние. То есть исповедующийся человек должен быть крещеным в Православной Церкви, сознательно верующим (признающим все основы православного вероучения и признающим себя чадом Церкви) и раскаивающимся в своих грехах.

ТАИНСТВО МИРОПОМАЗАНИЕ

Само Таинство Миропомазание, кажется, менее всего вызывает вопросов. Оно тесно связано с Таинством Крещения. Идет оно прямо из Откровения Божия, мы находим в Книге Деяний, когда самаряне приняли крещение, но не приняли еще Духа Святого и апостолы Петр и Иоанн были специально посланы на то, чтобы возложить на них руки и они приняли Духа Святого. Читаем такие слова: «Крестились во имя Иисуса Христа, возложили руки и приняли Духа Святого». Поскольку, желающих креститься со временем становилось всё больше, естественно епископов, приемников апостольской благодати, не хватало, что бы на каждого возлагать руки. Поэтому было заведено освящать епископом святое миро и раздавать пресвитерам (священникам) для помазывания им новокрещенных. Сейчас Таинство совершается вместе с Таинством Крещения, сразу следом за ним. В этом Таинстве новопросвященного помазывают миром, и через Святое миро ему подается дар Святого Духа, который помогает расти и укрепляться в духовной жизни.

  • 1
  • 2